|
|
Прямая речь
 Полный список материалов
ОСАГО, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Автострахование, Суды и расследования
Каковы причины и пути решения проблемы судебных выплат и автоюристов в ОСАГО?
За 2015 год автоюристы вывели с рынка ОСАГО в целом по России более 10 миллиардов рублей. По оценкам РСА, по итогам 2016 года эта цифра может вырасти до 15 миллиардов рублей.
Я считаю, у судебной проблемы есть три основных составляющих. Во-первых, пока ситуация была не такой острой и количество дел и штрафы небольшими, страховые компании не активно проявляли и отстаивали в суде свою позицию. Этим воспользовались автоюристы. Сейчас страховщики понимают, что некоторые моменты они, возможно, упустили, поэтому решено организовать в этом направлении более системную работу. Для таких регионах, как Краснодар, Ростов и пр., компании выделяют специализированные организованные юридические структуры, которые будут на местах квалифицированно и системно отстаивать их интересы в судах. Судебные дела – это серьезная работа, которая требует дополнительных действий.
Вторая составляющая проблемы заключается в том, что многие вопросы требуют уточнения в законодательстве. Именно из-за этого Пленум Верховного Суда вынужден раз в полгода издавать свои документы, которые разъясняют для судей, какие действия нужно предпринимать. Конечно, судьям подчас тяжело выявлять злоупотребления со стороны потребителя или автоюриста, и все, что напрямую не прописано в законе и иных нормативных актах, судья трактует в пользу «слабой стороны», то есть гражданина. Поэтому Российским союзом автостраховщиков подготовлен ряд инициатив по корректировке нормативных актов в этой части. Какие-то из них уже реализованы (обязательное предоставление поврежденного автомобиля страховщику ОСАГО на осмотр, обязательный претензионный порядок), какая-то часть – пока еще рассматривается (в частности, касающиеся регламентации пересылки документов почтой, из-за недостатка которой сейчас страдают все страховщики). Необходимость изменений остро назрела и вызвана сложившейся практикой в судах.
Ну и третья составляющая проблемы – это сами судьи. Практика показывает, что в своем желании провести дело в пользу слабой стороны они довольно широко трактуют законодательство. Бывают абсурдные ситуации, приводящие к штрафам и пени: потребитель, который представил свои документы страховщику, вернее, его автоюрист, не указал реквизиты для перечисления выплаты, и страховщику просто некуда направить деньги.
В РСА приходят письма, в которых зачастую нет и половины необходимых документов для получения компвыплат, отсутствуют реквизиты для перечисления средств. Мы начинаем переписку, требуем предоставить весь комплект и указать реквизиты, а человек (автоюрист) ждет 5 дней и идет в суд, требуя выплату и все неустойки, как будто ему было отказано.
Злоупотреблений со стороны потребителей масса, а позиция части судей - против страховщиков: вы обязаны были заплатить, а как – это уже ваши проблемы. Ситуация не повсеместная, часть судей рассматривают дела нормально. Например, два соседних региона – Челябинск и Екатеринбург – решают вопросы совершенно по-разному. В Екатеринбурге в таких случаях суд возвращает пострадавшему документы и требует полный комплект предоставить в страховую компанию, а в Челябинске все совсем по-другому. Несмотря на то, что мы делаем описи полученных некомплектных документов и доказываем, что не могли выполнить свои обязанности в силу закона, судом принимается решение в пользу клиента.
Мы рассчитываем начать серьезную работу вместе с правоохранительными органами по выявлению фальсификации страховых случаев (например, когда один и тот же человек по документам является виновником нескольких ДТП и т.п.)
Ошибочно думать, что проблема не касается Московского региона – преступные группировки автоюристов уже пришли в столицу и начали здесь работать. В настоящее время около 11% от выплат в Москве идут в карман недобросовестным автоюристам. За 2015 год ущерб от деятельности автоюристов, действующих в Московском регионе, составил более 1 миллиарда рублей (в том числе 900 миллионов в Москве и более 100 миллионов в Московской области). С учетом прогнозируемого роста уровня выплат по ОСАГО в 2016 году эта сумма ущерба за год может увеличиться до 1,4 миллиарда рублей.
В проблемных же регионах ситуация ухудшается. В августе 2016 года один судья в Краснодаре принял 155 решений о списании денежных средств по суду с Российского союза автостраховщиков (поскольку мы также осуществляем выплаты пострадавшим за обанкротившиеся компании) в пользу одного и того же человека. Каждое из этих дел – ровно на 395 тысяч рублей, в том числе 120 тысяч рублей – страховая выплата, остальные деньги – возмещение морального вреда, оплата экспертизы, штрафы и прочее. Эти колоссальные средства идут в карман автоюристам.
Практика такова, что на обжалование подобных решений уходит 6-8 месяцев, и после этого денег мы уже не видим. Сначала средства списываются со счета страховой компании или РСА, дальше дело по обжалованию может быть и выиграно. Но к тому времени человек, который получил средства, давно исчез.
Расцвет бизнеса автоюристов связан с тем, что в ОСАГО есть денежные выплаты и может быть применен закон о защите прав потребителей. Это позволяет им делать все, чтобы человек не ремонтировал свой автомобиль, а дело уходило в суд и можно было, играя на суммах этих расходов, зарабатывать большие деньги. Страховщики и Центральный Банк считают решением проблемы судов и автоюристов введение натурального возмещения по убыткам. Мы очень надеемся, что в осеннюю сессию проект, подготовленный с учетом предложений страховщиков, ЦБ и Минфина, будет принят.
20 сентября 2016 г.
Версия для печати
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Автострахование, Суды и расследования
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Предыдущие отзывы:
20 сентября 2016 г. 20:51 МихаилАвтоюристы тянут ОСАГО ко дну
Конечно всё можно списать на авто юристов, просто финансовые структуры СК - переоценили свои возможности, недооценили своих клиентов. СК не умеют вести защиту в судах и конечно не кто не мог предполагать, что невыплаты -обернутся выплатами в 5, 6 раз большими, чем в добровольном порядке. Наверно надо быть идиотами работая в страховании и не зная закона о потребителях и ещё множество законов, которые стоит выполнять.
22 сентября 2016 г. 15:52 Хопренинов ВиталийАвтоюристы ли тянут?
Такое чувство что идут поиски ведьм! А не сами ли страховщики создали весь этот бред, когда людей направляли за 300 км. сдавать документы на выплату. Давайте введем теперь натуральное возмещение с ответственностью СЦ за сделанную работу и это будет точно последним гвоздем в ОСАГО. Люди обращаются к автоюристам за помощью т.к. СК не создали нормальных условий для получения выплаты ни натурально, ни в денежном выражении. А что явилось предпосылкой для введения штрафов? Ситуация дошла до того, что многие компании "перенесли" отделы выплат в суды - сколько взыщут -столько заплатим. И отнесение ОСАГО к защите прав потребителей - было вынужденной мерой государства! Свалить можно все на автоюристов.., но от этого не станет автоматически бонус-малус учитываться, будут ли страховать ОСАГО станут без нагрузки, исчезнут ли "левые" полисы ОСАГО, мошенничество, начнут ли использовать БСИ? Что-то сомневаюсь.
26 сентября 2016 г. 10:41 Автор отзыва
"Лучше получить 50% и даже 25% от чего-либо, чем 100% от ничего" (с) Этим руководствуются потребители обращаясь к авторюристам в условиях, когда многие страховщики не желают выполнять свои обязательства перед ними по ОСАГО. Причина всех бед ОСАГО в страховщиках и в их РСА!. Вот теперь они ещё не желают нести ответственность за качество ремонта в сервисных центрах. Это надо лечить.
27 сентября 2016 г. 09:30 Сергей ВАвтоюристы тянут
Три отзыва и все в самую суть.
Всё началось с лёгких денег в начале, вседозволенности "могучего" страховщика, а затем всё по цепочке перешло к остальным, если кого-то компетентные органы не цепляют - то и с нас как с гуся вода. Я очень согласен с комментом по поводу юр служб в страховых компаниях, поэтому и выплаты пятикратные.
Вообще эта проблема - эффективность страховщиков и самого РСА, значит устраивает их такая ситуация (стоны от убытков, по-моему, только стоны для видимости)
28 сентября 2016 г. 10:40 Василий С.Михаилу...
Не соглашусь с выводом Михаила о недооценке и переоценке возможностей. Проблема возникла в судах из-за совершенно невменяемой и противоречащей законодательству позиции судов о слабой и сильной сторонах договора.
26 декабря 2016 г. 20:08 злой оченьОсаго
я подал в суд на Южноуральский филиал Энергогарант. офигели совсем, я их вовремя известил о страховом случае, на осмотр сказали мы не приедем, я известил ТФГ о дне проведения независимой экспертизы,проигнорировали, прислали они мне 58 тысяч а в оценке увидели что там под 300 сразу прислали грозную ТФГ предоставить т/с на осмотр так 20 дней прошло и заплатили уже 58 .я на них претензию за недоплату а они мне отказ о выплате так как я не предоставил т/с на осмотр, так уже часть выплатили вот чудики! я на них в суд и отдал автоюристам.пусть поучат уму разуму
20 июля 2017 г. 19:09 ОлегСтраховое мошенничество
В части согласен. Именно страховое мошенничество - значительное, умышленное, в сговоре со своими НЭ, которые работали по толстенным инструкциям, не являясь не то что независимыми, вообще их деятельность на экспертную мало похожа была - и послужило основой для возникновения целой индустрии "Помощи при ДТП". Если бы их выплаты были законными, справедливыми, не было бы тех сотен тысяч решений судов, по которым взыскивалось в разы больше, чем выплата. Конечно, их доходы упали. Сами сотрудники СК говорили, что платят специально копейки - в суды идут не многие. На этом и строилась их доходность, безубыточность по ОСАГО. Теперь выплаты стали более-менее справедливыми, спасибо за это всем автоюристам. Единицы из них являются мошенниками, бОльшая часть работает просто из за того, что СК вели неразумную политику по выплатам. И закон сам об ОСАГО противоречил существу правоотношений по возмещению вреда, причиненного виновными действиями средством повышенной опасности - ИЗНОС, которого нет ни где, каким то образом появился в нашем законодательстве... Много можно писать, но, думаю, у многих уже давно свое виденье ситуации сложилось, дураков все меньше и меньше...
2 декабря 2017 г. 15:55 ЭдуардДТП
Один участник ДТП видит исключительно, только одного виновника ДТП.
ГАИ - виновным признает того, на кого укажет более наглый владелец авторучки и бумаги.
Страховщик откажет в выплате возмещения другому потерпевшему от ДТП потому, что на него, как на виновника, указал другой участник ДТП.
А кто обязан, разобравшись по существу в ДТП, установить степень вины того или иного, по правилам, предусмотренным ст. 29.10 КРФоАП, по действующему Закону?
Эдуард
|
|